• Главная
  • Новости ↓
  • Аналитика
  • Интервью
  • Фото ↓
  • Видео ↓
  • Блоги
  • Новости » Главное » О дагестанском современном искусстве. Салим Нуручиев – «Реальному Дагестану»
    О дагестанском современном искусстве. Салим Нуручиев – «Реальному Дагестану»
    Дагестанский центр современного искусства начал свою работу в символический 2014-й – Год Культуры. Совершенно новая для республики арт-площадка направлена на популяризацию современного искусства и реализацию творческого потенциала талантливой дагестанской молодежи. О том, как появился ДЦСИ, и что такое современное искусство специально для RED рассказал директор центра – Салим Нуручиев.

    - Салим, как появился Центр современного искусства в Дагестане?

    - Я давно вынашивал эту идею, еще будучи активистом движения «Я Помощник Президента». Я просто хотел, чтобы у всех творческих молодых людей была возможность иметь такую площадку, где они могут собираться, общаться, выставляться, обучаться. Если, к примеру, фотографу или художнику хочется заявить о себе, то пусть он делает это в Дагестанском центре современного искусства.

    - Много времени заняла реализация твоей идеи?

    - Не так уж и много. Был расписан проект центра, обозначены цели и задачи, я изначально представлял, каким он будет. Просторное светлое помещение. Пустующая мансарда в офисе движения «ЯПП» на четвертом этаже подходила для этого по всем параметрам. Дело осталось за малым – сделать там капитальный ремонт.

    - Довольно хлопотное дело, нет?

    - Ремонт мы делали сами, своими силами. Как говорится, мир не без добрых людей. Нам помогали как команда «Помощников Президента», так и люди, поддержавшие идею и пожелавшие реализовать проект в кратчайшие сроки. За это им большое спасибо! Когда центр был приведен в должный вид, мы провели презентацию и выставку молодых и профессиональных фотографов «Pozitiv/ Negativ». С этого, можно сказать, ДЦСИ и начал свою работу.



    - Насколько я знаю, ДЦСИ – это не только выставочная площадка, но и образовательная.

    - Выставочных площадок в республике достаточно.Считаю, глупо повторять за кем-то, делая что-то такое, что что уже есть в сфере искусства. Мы не пытаемся ни с кем конкурировать. Центр предлагает для творческих людей разнообразный спектр возможностей. Помимо выставок в ДЦСИ есть мастер-классы, тренинги, встречи с видными деятелями культуры. Любой человек найдет здесь что-то свое. И это важно. Было бы желание творить и вносить свой вклад в развитие дагестанского искусства.

    - А какой он – типичный посетитель центра современного искусства?

    (Улыбается.) Ну это может быть любой человек. Школьники, студенты, творческая интеллигенция, фотографы, художники, режиссеры, актеры, простые обыватели. За минувшие полгода в ДЦСИ прошло немало мероприятий, и судя по посетителям, можно смело сказать – это совершенно разные люди, независимо от возраста и социального положения. Людям нравится искусство, нравится приобщаться к нему, и это самое главное.

    - Как отбираются работы на выставки?Это зависит от вкуса кураторов или состояния конъюнктуры?

    - Центр работает со всеми заслуженными художниками Дагестана. Это очень громкие имена, и это определенный уровень, благодаря которому мы не можем выставлять в центре что попало. Да, кто-то может интересно подавать свои работы, оригинально, но не любое творчество любительского уровня должно показываться массам. ДЦСИ – это в некотором роде бренд, новый бренд культурного Дагестана. Я делаю на это акцент. И, конечно, у нас работает отбор в плане того, кого выставлять. Мнения кураторов проекта, специалистов в этой области очень важны.

    - Хорошо, давай поговорим о современном искусстве. Как ты понимаешь это определение? Это исторический этап развития искусства, или, может быть, новый политический язык, учитывая причастность к ДЦСИ движения «Я Помощник Президента»?

    - Как показывает практика, всякий раз когда творческие люди пытаются вмешивать в культуру политику, начинается хаос. Я не одобряю это. Конечно, творчество зачастую используют для провокации. Образно говоря, давайте мы устроим погром, разобьем витрины, а потом прикроемся, назвав это «художественной акцией». Все эти эпатажные перформансы…



    - Но это все привлекает внимание масс?

    - Думаю, это, как и все модное, ненадолго. Искусство – надолго! А массы привлекает все что угодно, причем все то, что связано с негативом. У нашего центра немногие иные функции – нам хочется творить, созидать, развивать. Мы за то, чтобы молодежь творила снимала фильмы, училась национальным или современным танцам, занималась архитектурой, дизайном. Пусть молодежь занимается ковроткачеством или гончарным ремеслом. Это же круто на самом деле!

    - Ты согласен, что художник так или иначе зависит от рынка?И возможно ли сегодня отделить зерна от плевел и найти чистое искусство? Настолько вообще современное дагестанское искусство искренне?

    - Само собой, арт-рынок для художника важен.Это его хлеб. Но тут важно понимать, что художники, днями и ночами делающие свое дело, отдают себя искусству целиком. И да, это искреннее искусство. Могу смело об этом говорить, поскольку я знаю, как работают дагестанские художники, фотографы, архитекторы, скульпторы, как пытаются развивать свои ремесла мастера.Вы даже приставить не можете, как их много. Тут важно сказать, что нельзя разделять – делает ли кто-то ты современное искусство, а кто-то – нет. Все, что происходит здесь и сейчас, это и есть наша современность.Другой вопрос насколько хорошо и качественно они это делают, это и будет решать зритель и посетитель нашего Центра.

    - Питерский художник Петр Павленский, прибивший части своего тела к кремлевской брусчатке, охарактеризовал этот перфоманскак «метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества». Помоему дилетантскому мнению, это просто незамудренный пиар.Как и в случае Надежды Толоконниковой и всей команды«Pussy Riot». Интересно твое мнение по поводу этих событий как директора Центра современного искусства.

    - Ну это вообще за гранью моего понимания. Да, возможно, люди таким вот образом высказываются, протестуют или эпатируют. Но опять-таки не нужно называть это искусством. Никакого творчества в акциях Павленского или «PussyRiot» я не вижу. Мало того, мне этот эпатажнепонятен. Это если мягко выразится. Это Ван Гог мог делать со своими частями тела что хочет. Потому что он – Ван Гог. А кто такой Павленский? Да я даже фамилию его еле вспомнил. Понимаете, есть пиар и рынок, который требует от тебя определенных действий. Но давайте будем честны и будем называть пиар пиаром, а искусство искусством.

    - То есть, этим людям пусть даже в такой форме и протестовать не стоит?

    - Каждый может делать, что ему хочется. Повторюсь, я такой вид самовыражения не приемлю. Сделали «PussyRiot» свою акцию, да, их заключение вызвало общественный резонанс во всем мире. Пиар на весь мир. А это уже шоу-бизнес. Лично у меня нет ни желания, ни времени следить за дальнейшей судьбой «PR», Павленского и прочих представителей этой новой волны.



    - Какие люди определяют современное искусство республики сегодня? Недавно умер скульптор Анатолий Ягудаев. Ему было 79, но его работы были удивительно связанны с конкретным временем, с конкретными людьми. Это была связь с эпохой. Можем ли мы сказать, что, к примеру, тот же Мурад Халилов или Таус Махачева – это наше время, наше миропонимание?

    - Мурад и Таус– бесспорно, одни из ярких представителей современного дагестанского искусства. Есть достаточно и молодых художников – очень талантливых, амбициозных и креативных, пусть даже их имена ничего не скажут большинству.

    - И напоследок, Салим, что мы сможем увидеть в ближайшее время в Центре современного искусства?

    - Конечно же, ожидаются новые проекты и выставки. В данный момент у нас проходит выставка «КОР», это выставка мусора со дна Канала Октябрьской революции. Я ее называю «выставка нашей несознательности».До конца года в центре пройдет немало культурных мероприятий.Также каждую субботу в ДЦСИ проходит «Киноклуб» – это сообщество киноманов. Сеансы культовых и классических мировых фильмов, обсуждение в приятной обстановке. Кстати, большое внимание в «Киноклубе» уделяется развитию и дагестанского кинематографа. Время от времени проходят встречи с дагестанскими режиссерами. И вообще, в центре интересно.

    Беседовал Магомед Ибрагимов


    09.01.2015
    17:01
    0
    2373
    beatlebumblebee
    Главное
    Комментарии (0)
    avatar
    Регистрация | Вход


  •    +7 (929) 877-70-28
  •    realdagestan@mail.ru
  •    г. Махачкала, ул. Кирова, 18 Ж
  • Реальный Дагестан © 2018 Хостинг от uCoz
    Наверх